Вопрос о том, каких исторических личностей вы бы пригласили на ужин, — популярный способ разбить лёд. Теперь OpenAI’s Sora AI предлагает другой: каких исторических личностей вы бы хотели увидеть сражающимися друг с другом? Это отражает более широкую тенденцию: новые технологии часто кажутся вдохновлёнными антиутопической научной фантастикой прошлых десятилетий, но упускают суть. Вместо того чтобы быть предостерегающей историей, эти влияния принимаются, иногда даже не осознавая более тёмные послания, которые они несут.
Принятие антиутопической эстетики
Удручающее сходство между результатами Sora и тёмно-комедийными развлечениями, изображёнными в антиутопических фильмах, поразительно. Представьте себе Ганди, борющегося с Гитлером, или Стивена Хокинга, преследуемого полицией — эти сценарии эхом отдаются в странных, грубых развлечениях из фильмов, таких как «Идиократия», «Робокоп» и «Бегущий человек». Это не ново, это похоже на шутку писателя 1990-х годов или даже комментарий о социальном упадке.
Эта увлечённость не случайна. Современный дизайн часто черпает вдохновение в неоновом-нуарном эстетизме киберпанка, с его атмосферой высоких технологий и низкого уровня жизни. Под влиянием таких произведений, как романы Уильяма Гибсона и «Матрица», технологическая индустрия принимает образы разрушенных городских пейзажей, всесильных корпораций, высокотехнологичных модификаций тела, болезней виртуальной реальности, обманчивых ИИ, механических убийц и одетых в кожу хакеров, перемещающихся в киберпространстве. Эти видения редко предназначались для того, чтобы быть вдохновляющими, однако индустрия технологий, кажется, напрямую интегрирует их в свои проекты.
Tesla Cybertruck является примером этой тенденции. Его дизайн, описанный Илоном Маском как «то, на чем ездил бы Блэйдраннер», явно вызывает антиутопическую научную фантастику. Однако грузовик также столкнулся с многочисленными практическими проблемами — трескающиеся пуленепробиваемые окна, обесцвечивание нержавеющей стали и несколько отзывов — что подчёркивает разрыв между эстетикой и реальностью.
Непреднамеренные последствия одержимости технологий
Эта антиутопическая аура пронизывает различные аспекты технологий. Демонстрация искусственного интеллекта от Марка Цукерберга была наполнена сбоями, а видео о подборе персонала в военную технику теперь напоминают самоироничные пародии на «Офис», а не вызывают интенсивность «Звёздного десанта».
Возможно, наиболее тревожным является сфера человеческих взаимоотношений. Сэм Альтман, генеральный директор OpenAI, явно смоделировал свой идеальный ИИ-персонаж по образу персонажа Скарлетт Йоханссон в фильме «Она», который эволюционирует за пределы его человеческого возлюбленного. Чат-бот Grok от Илона Маска предлагает двусмысленную программу «компаньонов», включая порнографическую вайфу. Даже реклама в метро Нью-Йорка для ИИ-аксессуара под названием Friend, ожерелье, которое функционирует как непрерывная слежка, представляет замену сложных человеческих связей как решение.
Истоки антиутопических видений
Стоит отметить, что индустрия технологий не изобретала эти антиутопические тревоги. Писатели-фантасты просто кристаллизовали давно существующие опасения по поводу человеческого устаревания, массовой информации и снижающихся ожиданий, проецируя их в преувеличенные будущие. Неудивительно, что мы разрабатываем ИИ и используем его для создания сенсационных образов, или что наши тревоги по поводу слежки и отчуждения приводят к тому же самому. Удивительно, что эти исходы теперь появляются, замаскированные под предостерегающие истории.
Страх перед самим собой
Недавние достижения в области ИИ подчеркивают более фундаментальный страх: страх перед другими. Индустрия стремится спроектировать заменители таких переживаний, как «дружба» и «отношения», отдавая на откуп сложности человеческого взаимодействия — будь то с помощью ожерелья, предлагающего комментарии к видеоиграм, или преданного чат-бота, который всегда готов слушать. «Проблема», которую некоторые современные ИИ пытаются решить, по сути, есть мы сами. Предостерегающие предупреждения из антиутопических историй развёртываются как решения, по-видимому, без иронии.
В конечном счете, принятие индустрией технологий антиутопических тропов отражает любопытную тенденцию — неспособность признать вложенные предупреждения в самой научной фантастике, которой она черпает вдохновение, и готовность поддерживать эти антиутопические будущие, а не избегать их.
Кейси Майкл Генри — писатель, живущий в Нью-Йорке. Он публикует культурную новостную рассылку Slim Jim.






































