В резком контрасте американских экономических философий акционеры Tesla в четверг подавляющим большинством проголосовали за план, который может сделать генерального директора Илона Маска первым в мире триллионером, в то время как мэр Нью-Йорка был избран кандидатом, выступающим за обложение налогом богатых. Эти события подчеркивают растущий разрыв в том, как американцы относятся к распределению богатства и корпоративному руководству.
Модель «победитель забирает всё»
Компания Tesla, расположенная в Остине, штат Техас, акционеры в основном приняли модель капитализма «победитель забирает всё». Они проголосовали за то, чтобы присудить Маску акции на сумму, оцениваемую в 1 триллион долларов, в случае достижения Tesla амбициозных финансовых и операционных целей в течение следующего десятилетия. Это включает в себя такие цели, как продажа одного миллиона гуманоидных роботов и 10 миллионов платных подписок на программное обеспечение для автономного вождения компании, что значительно увеличит рыночную капитализацию Tesla до 8,5 триллиона долларов по сравнению с текущей оценкой в около 1,4 триллиона долларов.
После голосования Маск поблагодарил акционеров, заявив: «То, что нам предстоит предпринять, — это не просто новая глава в будущем Tesla, а целая новая книга». Хотя акции Tesla незначительно упали во время послебиржевых торгов, директора компании и многие инвесторы оправдали компенсационный пакет как важнейший стимул для Маска в дальнейшей разработке футуристических продуктов, таких как автономные транспортные средства.
Разногласные реакции и опасения
В то время как сторонники, такие как Кэти Вуд из Ark Invest, утверждают, что план оплаты принесет пользу инвесторам, если амбициозные цели будут достигнуты, критики высказывают опасения по поводу концентрации богатства и корпоративной власти. Томас ДиНаполи, управляющий делами штата Нью-Йорк, назвал план «оплатой за бесконтрольной властью», а не за производительность.
Вопрос выходит за рамки корпоративных финансов. Папа Лев XIV также прокомментировал ситуацию, связав компенсацию Маска с растущим разрывом между богатыми людьми и рабочими — разрыв, подчеркнутый тем фактом, что средний работник Tesla заработал около 57 000 долларов в 2024 году. Сам Маск попытался решить проблему бедности, предположив, что разрабатываемый его компанией гуманоидный робот Optimus может предложить решение, хотя это решение остаётся ещё несколько лет вдали.
Юридический и исторический контекст
Этот беспрецедентный план оплаты строится на основе аналогичного пакета, одобренного акционерами Tesla в 2018 году. Примечательно, что суд штата Делавэр в прошлом году отменил этот план 2018 года, оцениваемый примерно в 128 миллиардов долларов, сославшись на «глубоко ошибочный» процесс утверждения. Tesla в настоящее время обжалует это решение.
Процесс голосования позволял Маску, который владеет примерно 15% акций Tesla, голосовать за свои собственные акции, что потенциально могло увеличить его долю собственности почти до 29%, если бы он достиг целей плана. Несмотря на недавнюю падению прибылей и продаж автомобилей, многие мелкие инвесторы сохранили свои акции и, похоже, готовы закрыть глаза на политические пристрастия Маска — особенно его недавнюю поддержку Дональда Трампа.
Более широкие последствия
Утверждение компенсационного пакета Маска не удивило, так как лишь несколько подобных пакетов вознаграждений для руководителей не прошли голосование акционеров за последние годы. Однако видные инвесторы, такие как управляющий суверенного фонда Норвегии, выразили опасения по поводу размера вознаграждения и его потенциального влияния на увеличение зависимости от одного человека (риск, известный как «ключевой фактор риска»). Другие утверждали, что план предоставил правлению Tesla слишком большую гибкость в выдаче акций, даже без достижения очерченных целей по выпуску продукции.
В конечном счете, утверждение пакета Маска демонстрирует явное разделение в американском бизнесе и политике — напряженность между теми, кто приветствует успех высокооплачиваемых руководителей, и теми, кто выступает за более справедливые системы распределения богатства. Вероятно, это событие продолжит разжигать политические дебаты и подчеркивать продолжающиеся разговоры о корпоративном управлении и неравенстве доходов.
«План компенсаций был разработан с единственной главной целью: «суперзарядить» следующую фазу исключительного роста Tesla, инноваций и создания ценности», — сказала Робин Делхом, председатель правления компании, в письме акционерам в прошлом месяце.
